За окном проливной ливень, но вас манит дорога (или просто необходимо куда—то доехать), поэтому сегодня вашей «лошадке» придется потрудиться, да еще и в довольно сложных условиях. Кстати, именно дожди зачастую становятся опосредованной причиной такой неприятности, как гидроудар двигателя. Вы впервые слышите о подобного рода неисправности? Тогда вам точно стоит прочитать статью до конца.
О чем молчит мотор
Вы мчитесь по бездорожью, преодолевая рытвины, заполненные водой: трясет немилосердно, да и днище машины постоянно задевает дорожное полотно. И вот в очередной раз на вашем пути появляется препятствие в виде огромной лужи, решаете проскочить ее на скорости и… Авто внезапно останавливается, мотор глохнет, а вы оказываетесь посреди небольшого озерца, выбраться из которого можно только вплавь. Что же произошло с автомобилем?
А случился с вашим авто он — гидродинамический удар двигателя. Говоря доступным языком, гидроудар мотора — это попадание в его цилиндры любой жидкости (в данном случае — воды). Опасно ли это для двигателя? Да, это очень непростая поломка.
Дело в том, что, когда двигатель работает, в его поршнево—цилиндровой части находится топливно—воздушная смесь, которая хорошо сжимается. Вода же, напротив, практически не поддается сдавлению, поэтому при ее попадании в мотор поршень встречает значительное сопротивление.
Эту ситуацию можно сравнить с бегущим человеком: воздух практически не оказывает сопротивления его телу, однако встреча с более плотным веществом (дерево, стена) всегда заканчивается плачевно.
Поршни двигателя не могут сжать воду, их движение блокируется, и мотор глохнет. Поэтому, если вы преодолевали водное препятствие, и ваше авто внезапно «замолчало», будьте готовы к тому, что вас настиг гидроудар двигателя. К сожалению, результаты подобного происшествия довольно неприятны, и вас ожидает серьезный ремонт мотора. А в некоторых случаях — когда треснул блок цилиндров или поршень пробил его боковую сторону — придется полностью менять «сердце» автомобиля.
Вы спросите: каким же образом вода извне достигает двигателя? Очень просто — через воздухозаборник. Поэтому, преодолевая огромные и глубокие лужи или иные водные препятствия, двигайтесь не спеша — так вы предотвратите образование волн, которые могут залить капот и воздушный фильтр, соответственно. Еще старайтесь соразмерять возможности вашего авто и размер водного препятствия: если не уверены, что машина преодолеет рытвину, объезжайте ее стороной — целее будете и вы, и автомобиль.
Неотложная помощь при гидроударе мотора
Итак, это случилось — вы застряли в луже и почти уверены, что в мотор попала вода. Как же проверить свою догадку?
Если мотор заглох в ходе движения, а перед этим капот залило водой, проверьте состояние воздушного фильтра. Следов воды на нем нет — ищите иную причину неприятной остановки, в противном случае сомневаться не приходиться — это был гидравлический удар.
Далее необходимо действовать оперативно: вытащить авто из водоема (на нейтральной передаче) и проверить состояние мотора. В зависимости от увиденного принимать решение о дальнейших манипуляциях:
1. В двигатель попала вода, однако он не заклинил, а просто заглох: в этом случае вы самостоятельно можете исправить поломку (как это сделать будет описано ниже).
2. В результате гидроудара двигатель заклинило: решение простое, но нерадостное — вызывайте буксировщик, который доставит вас к ближайшему СТО.
3. Из—за большого объема воды поршень пробил блок цилиндров: вас также спасет лишь немедленная транспортировка на СТО.
Если ваш двигатель цел, а воды в него попало совсем немного, попробуйте сделать следующее:
• извлеките мокрый воздушный фильтр (деталь можно выбросить);
• тщательно протрите его корпус, чтобы удалить следы воды;
• выкрутите свечи;
• прокрутите стартером коленвал (эта манипуляция необходима, чтобы воду выбросило из цилиндров двигателя);
• если свечи извлечь не получилось, ждите, пока вода не уйдет в картер мотора;
• по окончании этих манипуляций попробуйте завести авто и в случае успеха дайте поработать мотору на холостых оборотах.
Также стоит запомнить еще одно правило: в подобной ситуации всегда проверяйте состояние масла. Если после нескольких минут работы двигателя оно побелело и приобрело сходство с эмульсией — в нем есть некоторое количество воды, и вам нужно как можно быстрее это масло заменить.
Превентивные меры или как избежать гидроудара?
Ответ на этот вопрос достаточно прост — исключайте саму возможность его возникновения, то есть забудьте о беспечных гонках по дорогам во время ливней или о преодолении водных препятствий на неподходящем авто. Но если сложилась безвыходная ситуация, помните о трех правилах:
• Не заезжайте глубоко в воду (она не должна достигать уровня воздушного фильтра). Обычно он находится выше переднего бампера, и, если вы чувствуете, что авто продолжает погружаться в лужу или водоем, дайте задний ход. Лучше объехать подобное препятствие, иначе контакта воды с мотором не избежать.
• Решив продолжить движение, сбросьте скорость, дабы перед бампером не создавалась волна. Медленная езда — это реальный шанс избежать гидродинамического удара мотора.
• Еще один плюс неспешного движения: если все же вода достигнет мотора, есть шанс, что двигатель заглохнет раньше, чем жидкость проникнет в поршнево—цилиндровый механизм. В таком случае вы обойдетесь лишь легким испугом и потратите время на сушку основы воздухозаборника и свечей.
Опытные водители отмечают, что гидроудар — явление нечастое, и связано оно с неправильной оценкой водителя глубины водного препятствия или несоответствием автомобиля для подобных маневров. Также не стоит сбрасывать со счетов лихачество некоторых владельцев машин и их легкомысленное отношение к своей собственности. Таким «джиперам» напоминаем, замена мотора — удовольствие не из дешевых, а в случае безответственного отношения к авто вам не избежать подобных трат.